Шторм над Европой

Название игры/локализации: Europa Universalis 3/"Европа III"

Жанр: глобальная стратегия в реальном времени

Разработчик: Paradox Interactive

Издатель/в СНГ: Paradox Interactive/"1С"

Похожие игры: Europa Universalis, Europa Universalis 2, Victoria: Revolutions

Системные требования: CPU 1.6 GHz, 512 Mb RAM, video 128 Mb, free space 2 Gb

Оценка: 9

Шведские разработчики в который уже раз призывают нас встать у руля одной из европейских держав и поучаствовать в создании мировой истории. Отказаться сродни бездумному поступку, ведь стране-победительнице достанется и честь, и слава - в конце концов именно вашу политику будут помнить еще несколько столетий вперед, слагая легенды или, наоборот, говоря об этом тихим шепотом и с ужасом в глазах. Год еще толком не начался, а на пьедестал глобальных стратегий уже взобрался первый претендент.


Иной взгляд

Сейчас мало кто помнит, что "парадоксы" начинали свой путь именно с Europe Universalis (далее - EU) - игры для того времени революционной, ставящей новую планку качества в жанре глобальных стратегий. Продолжив начатое полноценной второй частью, скандинавы неофициально упокоили перспективную серию и переключились на другие исторические периоды. Насыщенная яркими событиями викторианская эпоха была воплощена в "Виктории" (подробности о недавно появившемся адд-оне к ней вы можете узнать из "КВ" №4/2007), годы Средневековья и времена рыцарства навеяли Crusader Kings, а уж о положившей начало серии Hearts of Iron Второй мировой и говорить не приходится - неиссякаемый источник вдохновения.

Первый взгляд на игровой экран EU III нельзя назвать близким к шоковому - появившееся третье измерение не изумляет, а как бы хлопает по плечу и говорит: "Так надо". По сравнению с пятыми "Героями" (где реализации 3D можно было посвящать целые абзацы), внешний вид знакомой игры не сильно изменился. Да, при сильном зуммировании камеры проступает объемность солдатиков-армий, проявляются постройки и города-крепости. Однако все это мелочи, на которые бывалые игроки вряд ли обратят много внимания. Полюбить EU III за трехмерность и похорошевший интерфейс большинства экранов? Нонсенс. Не удивимся, если спустя некоторое время на сайте Paradox появятся гневные отклики "староверцев", которые справедливо заметят, что объем "Европе" - как собаке пятая нога. Рассматривать камзолы марширующих фигурок, надо заметить, крайне бесполезное занятие.


За идею

В современном мире редкий политик отказывает в удовольствии провозгласить национальную идею, направив потенциал народа в нужное русло и вспомнив о заслугах предшественников. Без идей, пожалуй, живут только немногочисленные по своему составу племена - у них заботы куда более насущные и требующие сиюминутного решения. Поэтому наличие среди закладок EU III "Национальных идей" - удачное и вполне соответствующее ходу истории решение разработчиков.

Большой выбор национальных идей обеспечивает не только многовариантность при развитии подотчетного государства, но и дает немало бонусов. Провозгласив в качестве главного приоритета "Открытие Нового Света", те же испанцы получают в свои ряды знаменитых первопроходцев и путешественников - при удачном раскладе Кастилия уже через пару десятков лет отрезает первый кусок американского пирога и везет в Европу ценные товары. Найти подходящую для вашего стиля игры национальную идею просто, ведь к каждой из них имеется развернутое описание с перечислением преимуществ и недостатков.

Зацикливаться на внутренних проблемах страны и отключать журнал событий, как и прежде, опрометчиво. Искусственный интеллект даже на среднем уровне сложности способен на дерзкие интриги и может под боком заварить такую кашу, которая даст о себе знать на протяжении полувека. В качестве мер защиты имеется ограниченное количество шпионов - этих "рыцарей плаща и кинжала" можно отправить куда угодно, заплатив при этом небольшую сумму. Вероятность выполнения диверсий оценивается в процентах, что удобно и не вынуждает потом злиться на провал "верного" задания.

Существенным изменением геймплея стоит признать увеличившуюся свободу при игре, реальную возможность переписать историю на свой манер. Ранее посвоевольничать не давали всякого рода обязательные события, которые были намертво заскриптованы в коде "Европы". Прислушавшись к воззваниям игроков, Paradox оставила попытки навязать хрестоматийную историчность. Так как строго указанных целей в EU III нет, каждый игрок определяет желанное сам - к примеру, выводит в мировые лидеры Российскую империю или пытается сделать Швейцарию морской державой. Отныне нет ничего неосуществимого, все в руках правителей.

В контексте таких глобальных изменений говорить о проступающем то тут, то там микроменеджменте, право слово, неудобно. Но будем верны логике и вкратце упомянем небольшие изъяны EU III. Словно в пику недавней Victoria: Revolutions, любимое детище "парадоксов" лишилось львиной доли автоматизации и заставляет виртуального правителя беспокоиться по сущим мелочам. Назначить каждой армии генерала, определить каждого купца в торговый центр, нанять n-цать армий в каждой провинции - при количестве областей за десяток эти рутинные операции сильно "напрягают". Так как некоторые манипуляции не удается произвести из-за багов, "Европу" не удается назвать идеальной стратегией.


Война, сэр!

EU III назовут скучной лишь те, кто ничего не делает: не старается расширить границы государства, не спешит колонизировать отдаленные земли, не заключает династических браков и военных союзов. Кратковременная "спячка" бывает хороша, но не более того. Справедливость сказанного можно проверить, если основательно подготовиться и объявить войну "вкусному" соседу. Если вдруг существенных поводов для военных действий не найдется, можно написать оскорбительное письмо потенциальной жертве - при удачном раскладе может случиться и так, что виноватыми в бойне станете вовсе не вы.

Для подстраховки не будет лишним заключить с десяток мирных договоров с другими странами, а при определенной доле везения и несколько военных альянсов. Тогда при начале войны и разрешении на проход ваших войск по территориям чужих государств вполне возможен вариант "Блицкрига" и победы малой кровью. Войска, как им и положено, набираются в провинциях - теперь к регулярным подразделениям нам позволили добавлять наемников. Сошедшиеся в одной области солдатики противоположных армий долго бодаются друг с другом - чаще всего проигрывает тот, у кого мораль падает быстрее. Как и полагается, лишиться части армии можно и не воюя: бойцы мрут от плохого снабжения и даже разборчивы при "стоянках". Находясь на своей земле, армии в мирное время не несут потерь и быстро восстанавливают душевные силы, но стоит немного "отдохнуть" на нейтральной территории... Короче говоря, сильно их не ругайте - не зря ведь говорят, что дома и стены помогают. Кстати, о стенах. Штурм городов отныне реализован в виде забавной мини-игры "Лови момент". Теоретически крепость с гарнизоном в тысячу человек может стоять годами, однако при осаде случаются и нехватки провианта, и упадок сил обороняющихся. Однако штурмовать лучше всего при появившемся проломе в стене - потери с лихвой окупают себя. Значительно усилить армию можно и с помощью провозглашения короля главнокомандующим, но учтите: в случае смерти монаршей особы на поле брани вокруг завертится такое, что истинный наследник престола может и не добиться законного права.

Применение агрессии, конечно, не останется незамеченным внутри родного государства. О появившихся угрозах восстаний, недовольстве военным налогом и упадке стабильности тут же спешат сообщить информационные панели прямо посередине экрана. Поэтому старайтесь поменьше ввязываться в крупные заварушки - расширить владения можно и вполне обычным для того времени регентством. Другое дело - соблазн поэкспериментировать с государственным строем. Каждый тип правления обладает некислыми преимуществами, однако частая смена курса приведет лишь к краху страны, разброду и шатаниям в массах. Поэтому будьте осторожны, дергая рычаги управления.

Облегчить жизнь всегда можно с помощью советников, которые требуют обязательного ежемесячного жалования, но положительно влияют на области своей специализации. Единожды выбрав помощников, не стоит забывать иногда заглядывать в эту закладку - на "бирже труда" регулярно появляются перспективные кандидатуры, которые с радостью пойдут к вашим конкурентам.

EU III охватывает без малого 300 лет истории - с 1492 по 1789 годы. Начать игру можно не то что с любого года и месяца, а буквально с любого дня этого огромного временного отрезка. Если пока нет идей, то обратите внимание на одну из восьми предложенных игр: все они начинаются в яркие исторические периоды и способны увлечь на долгие часы.

Подводя черту, скажем: мы стали свидетелями логичного продолжения традиций игровой серии. EU III выдержана в духе своих предшественниц, узнаваема, однако дает простор для реализации новых возможностей. Именно такого пути ждало большинство поклонников "Европы", поэтому разработчикам - честь и хвала.

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен компанией "ХИТ компани"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!